Недавно наш хороший приятель и, одновременно, покупатель пожаловался на "проблему" - соединение на Leigh Super FMT не удаётся сделать точным. Как бы не регулировалась плотность соединения при изготовлении шипа и гнезда, соединение всё равно болталось! На что только мы с ним не думали: и шаблон винили, и посадочное место шаблона Super FMT подозревали. Всё проверил наш приятель - и шаблон, и фрезу, но соединение не получалось сделать плотным и точным! Конический штырёк регулировки плотности соединения, тот который слева на фрезерной пластине Super FMT, не позволял добиться плотного соединения даже при максимальном его выдвижении.
Мы уже давно привыкли к тому, что соединения, получаемые на шипо и гнездорезках производства Leigh всегда получаются очень точно, подобрать идеальное совпадение можно всегда, в любом типе соединений, и достигается это очень просто. А тут - такое... И странно, и удивительно, и обидно. Перебирая всё, что может сказываться на точности получаемого соединения, мы заподозрили, что конический шаблон в посадочном гнезде Super FMT сидит слишком низко, а это, теоретически, может привести к увеличению ширины получаемого шипа. Мы даже ступеньку между шаблоном и посадочным местом для него замерили:
Ступенька-таки была! Ага, "брак" производителя! Но не тут то было! Такая "ступенька" - ничтожна и это никак не может сказаться на точности соединения, изготовленного на отличном приспособлении. Для сомневающихся - есть геометрические расчёты. Так в чём же было дело? Ведь соединение болталось и это - бесспортный факт!
Пришлось проводить эксперимент: мы взяли верхнюю часть Super FMT нашего приятеля, его же шаблон и его же фрезу. В нашей мастерской поставили на наш демонстрационный образец Super FMT все эти части, взяли наш фрезер, идеально установили его на фрезерную пластину Super FMT нашего приятеля, установили в наш фрезер его же фрезу (эта фреза - "родная" от Leigh и абсолютно новая), шаблон его же и изготовили соединение - шип и гнездо. Результат удивил - соединение получилось очень плотным! Таким плотным, что шип даже не входил в гнездо! А у нашего приятеля получалось слишком свободным! В чем же причина?...
Мы сравнили полученные шипы: наш, сделанный в нашей мастерской (сосна), и результат нашего приятеля, сделанный им в его мастерской (орех):
Сравните и вы полученные шипы: наш, в нашей мастерской (сосна) и результат нашего приятеля из его мастерской (орех) - разница очевидна:
Мы задумались... Для чистоты эксперимента и замера разницы ширин шипов расположили шипы ровно по угольнику, вплотную к нему: наш, из нашей мастерской (сосна) и результат нашего приятеля из его мастерской (орех):
Наш шип, изготовленный только что в нашей мастерской оказался намного шире, чем шип от нашего приятеля из его мастерской. Один и тот же шаблон, одна и та же фреза, а результат - разный:
Стали досконально осматривать полученные шипы: наш (сосна) и результаты нашего приятеля из его мастерской (орех):
Обратили внимание на качество полученных шипов: наш, в нашей мастерской (сосна) - идеально ровный, а результат нашего приятеля из его мастерской (орех) не только уже, но ещё и неровный, бочко-конусообразный:
Именно внешний осмотр полученных шипов и натолкнул нас на предположение. Если шаблон, фреза, выдвижение регулировосного штырька в обоих процедурах - одинаковые, а съём материала при этом получается разный, то причина может быть только одна - биение фрезы во фрезере. Мы использовали фрезер очень известной компании, наш приятель - фрезер другой модели, но этой же компании. Невозможно было даже представить, что у этой компании может бить шпиндель мотора!
Что же было причиной биения фрезы? "Левая" цанга! Приятелю нужно было работать срочно, "родной" цанги 1/4" не было в наличии у дилеров этой знаменитой компании, пришлось купить "левую" цангу. Вот и результат!
"Левая" цанга - биение 0,18 мм:
"Родная" цанга - биение 0,08 мм:
Разница в биении - 2,25 раз!
Приятель не гнался за дешевизной, ему нужна была цанга для работы. Но данный пример - очень показательный: дешёвка испортит результат любого хорошего мстера и любого безупречного инструмента.
Евгений Фукс
технический консультант
LeighJigs.ru
LeighJigsINFO@gmail.com
Все фото - автора.